Похудеть не есть после шести

В 99 случаев из ста, если задать вопрос обывателю, «Как похудеть?», то одним из основных советов будет: «
Похудеть - не есть после шести».
Если с таким же вопросом обратится к пропагандистам диет и методик, то 90% из них, в числе прочего посоветуют: «Хотите
похудеть не ешьте после шести».
При этом, если обратится к последним по поводу разьянения подобного тезиса, то можно услышать самые разнообразные причины - от вреда приема пищи перед сном до ссылки на известную поговорку: «Завтрак съешь сам, обедом раздели с товарищем, а ужин отдай врагу». Не могу судить насколько можно следовать в вопросах питания пословицам и поговоркам, хотя есть смутное убеждение, что рассматриваемый нами случай не народная мудрость, а современный слоган, но то что «шесть часов» далеко не «перед сном» для современного человека это факт.
Давайте попробуем разобраться насколько «
похудеть - не есть после шести» реально и что можно сделать для увеличения эффективности похудения используя только этот метод.
Эффективность метода «похудеть - не есть после шести»
Давайте сначала избавимся от самых распространенных заблуждений:
1. Принимаемая после шести часов вечера пища может отложиться в подкожную жировую клетчатку.
Это один из самых поразительных и стойких мифов, почему-то имеющий распространение даже среди людей занимающихся диетологией (диетологи, тоже бывают разные от дипломированных специалистов до сертифицированных домохозяек). Мотивируется это тем, что к вечеру обменные процессы в организме угасают, а значит падает общее потребление энергии, следовательно прием пищи после шести вечера, ведет к положительному дисбалансу между потребленными и потраченными калориями.
Может это для вас будет шоком, но на самом деле, меньше всего шансов отложиться в жир имеет, именно вечерняя пища.
Дело в том, что самый большой «голодный» промежуток, в течении суток, это время от ужина до завтрака. А энергетические затраты на основной обмен, за эти 12 часов (в случае последнего приема пищи до шести, и того больше), составляют 40% от суточных. Если учесть, что среднестатистические затраты организма на основной обмен, в современном гиподинамичном мире, составляют до 70% калорийности всего рациона, то получается, что за ночь организм сжигает около 30% всех потребленных в течении суток калорий. То есть, плотно поужинав, скажем в 8 часов вечера, съев треть треть продуктов, которые вы обычно едите в течении дня, вы сядете за завтрак в 8 утра с нулевым энергетическим балансом.
Рассмотренный нами пример условно идеальный. На деле, мало кто может себе позволить, так набить брюхо, чтобы не проголодаться (не растратить принятое количество калорий) в течении 12 часов. Именно поэтому, в процессе эволюции, был выработан механизм позволяющий не просыпаться от голода во время сна - как только мы засыпаем, организм начинает усиленно синтезировать гормон лептин - блокирующий выработку нейропептида вызывающего чувство голода.
Ночь для здорового организма это некий маркер, «стирающий» все потребленные за сутки калории, и к утру, выводящий энергетический баланс в отрицательную сторону. Таким образом, применительно к «
похудеть - не есть после шести», мы можем говорить, лишь о той или иной степени потери веса за ночь, но никак ни о отложении жира.
Исходя из этого, кажется вполне естественным, что чем длиннее промежуток между ужином и завтраком, тем больше в отрицательную сторону уходит энергетический баланс, тем больше эффект.
Но не все так просто... чтобы понять это, нам потребуется рассмотреть второе заблуждение.
2. Пища принимаемая за, менее чем 2 часа, перед сном откладывается в жир.
В организме человека нет каких-то специальных механизмов отложения жиров во время сна, наоборот во сне наш организм вырабатывает гормон соматропин, называемый гормоном роста ( у детей он активизирует рост костей, отсюда выражение «дети растут во сне») , этот гормон препятствует отложению подкожного жира и усиливает синтез белка (к белкам мы еще вернемся), поэтому можно говорить, скорее наоборот, о механизмах препятствующих отложению жиров.
Таким образом, как и в первом случае, все определятся величиной «голодного» отрезка времени.

Дело в том, что все физиологические процессы нашего организма это не некая данность, а сформированная за миллионы лет эволюции система внутренних взаимодействий позволявшая приспосабливаться человеку к внешним условиям.
Наши предки рода Homo на протяжении, как минимум 2.5 млн. лет, были дневными существами, т.е. с наступлением ночи прекращали всякую активную деятельность. Соответственно и обменные процессы с наступлением сумерек шли по ниспадающей вплоть до своего минимума означающего сон (ночь). Рассвет же означал подъем и обратный процесс разгона метаболических процессов. Такой режим, с небольшим количеством исключений для богатых слоев общества, продолжался вплоть до повсеместного распространения электричества.
Естественно, что микроскопический, по историческим меркам, временной промежуток изменения режима не мог повлечь за собой сколько-нибудь заметных изменений в физиологии - организм человека по прежнему подчиняется заложенным эволюцией правилам.
Поэтому тезис «
похудеть - не есть после шести», с точки зрения физиологии человека ничего не означает, или точнее, означает, некий усредненный совет для жителей всех часовых поясов, обоих полушарий. Все последующие «наработки», о неправомерности, некоторых из которых, мы говорили выше, есть следствие дальнейшей интерпретации тезиса «
похудеть - не есть после шести». Более правильным, с точки зрения внутренних процессов происходящих в организме человека, было бы заявление «
похудеть - не есть после наступления темноты». А значит мы можем говорить о сезонном перемещении показанного последнего приема пищи.
Косвенным доказательством такого подхода служат научные исследования последней трети прошлого века, когда экспериментально было опровергнуто наличие каких-либо биологических ритмов (биоритмов) завязанных на дате рождения, числе или времени. Это направление давно принято официальной медициной, как псевдонаучное.
В то же время, сформировавшийся в 60-х годах прошлого века раздел биологи - хронобиология, на твердой научной основе, доказывает присутствие сезонных и дневных биологических ритмов обусловленных стабильными внешними воздействиями в процессе эволюции.